ДБ АО «Сбербанк»
ДБ АО «Сбербанк» - стратегия оптимальных решений!
Рынок банковских услуг в Казахстане развивается очень динамично, конкуренция между банками за потребителей в последние годы значительно увеличилась. Однако, для того чтобы удержать клиента, мало иметь большую линейку продуктов и услуг, мало качественно его обслуживать, необходимо еще и шагать в ногу со временем, внедряя новые современные технологии.
«Сохранение высоких стандартов обслуживания клиентов и одновременный рост филиальной сети и спектра предлагаемых банковских услуг требуют от нас постоянного совершенствования собственной эффективности. В какой-то момент руководство Банка осознало, что для эффективного анализа, планирования и контроля эффективности деятельности Банка, нам необходима специализированная система, функциональные возможности которой выходят за рамки банковских систем. В конечном итоге, нам был необходим аналитический портал, который с одной стороны давал бы возможность в реальном времени получать данные по операционным показателям Банка, а с другой стороны позволял бы их детализировать на различном уровне и сопоставлять с планом» - комментирует предпосылки внедрения специализированной системы управления эффективностью Заместитель Председателя Правления Банка Лейла Нурманбетова.
ДБ АО «Сбербанк» не собираясь сдавать позиции своего предшественника АО «Texakabankа», как самого технологичного банка финансовой системы Казахстана, первым среди Банков Казахстана совместно с компанией Сolumbus IT внедрил систему управления эффективностью Cognos Performance Management (далее Cognos) – комплексную платформу для получения отчетности, бюджетирования, контроля и анализа, которая охватила основные бизнес-направления деятельности Банка.
В соответствии с требованиями руководства Банка система управления эффективностью должна была в комплексе решать взаимосвязанные задачи финансового планирования и прогнозирования деятельности Банка, оперативного контроля ключевых показателей эффективности по подразделениям и направлениям бизнеса, а также предоставлять средства для детального многомерного анализа и построения отчетности по финансовым потокам, доходам и расходам и аналитическим данным по продуктовой линейке.
Как известно, управленческая методология и бизнес-взгляд, являются наиболее динамичными в своем развитии, поэтому ключевым требованием к системе была гибкость и оперативность изменения создаваемых бизнес-моделей, а также, что не мало важно, возможность бизнес пользователям самостоятельно строить новые отчеты, делать выборки данных и смотреть на результат по сценариям «что будет, если». Кроме этого, выбираемая система должна была удовлетворять таким критериям как, масштабируемость для дальнейшего роста бизнеса, возможность интеграции с разнородными источниками данных и полнофункциональный Web доступ, обеспечивающий единую среду работы с аналитической информацией для центрального и региональных офисов Банка.
«Именно комплексный подход к решению задач аналитической системы, реализованный в Cognos, а также относительная простота настроек и модификаций моделей, и удобный пользовательский интерфейс сыграли свою роль в выборе именно этой платформы,- говорит руководитель проекта со стороны ДБ АО «Сбербанк», начальник Отдела анализа и автоматизации Наталья Кливанова. «Мы стали первопроходцами среди Банков Казахстана, кто внедрил у себя Cognos. На тот момент, не располагая детальными знаниями о системе, мы положились на опыт крупнейших международных банков - пользователей Cognos - и не ошиблись».
С технической точки зрения в задачи проекта в первую очередь входило создание Единого Хранилища Данных, на базе которого уже предполагалось развернуть бизнес модели для построения аналитической, управленческой и регуляторной отчетности, а в дальнейшем и модель планирования и прогнозирования, а также контроля ключевых показателей эффективности. В итоге процесс автоматизации затронул основные департаменты банка: генеральную бухгалтерию, казначейство, кредитный и операционный департаменты, а также управление рисками. В ходе проекта были разработаны бизнес модели для анализа динамики ссудного и депозитного портфелей, анализа доходности по ценным бумагам, анализа комиссионных по рассчетно-кассовым операциям, анализа межбанковских операций и корреспондентских счетов. Эти же модели стали источником фактических данных для моделей бюджетного планирования и прогнозирования результатов финансовой деятельности Банка.
Говоря о запуске бюджетного процесса в новой автоматизированной системе, Директор департамента бюджетирования и планирования ДБ АО «Сбербанк» Роза Амриева, отмечает, что «Cognos Planning позволяет обеспечить всех участников процесса планирования возможностями для эффективного сотрудничества, используя соответствующие технологию и терминологию. Менеджеры могут в любой момент получать доступ к исполнению бюджета за любой задаваемый период, что позволяет строить надёжные прогнозы и принимать обоснованные управленческие решения.
Появились возможности планирования нескольких вариантов бюджета с минимальными затратами ручного труда. Больше времени уделяется анализу информации, есть возможности для дальнейшей автоматизации контроля за расходами».
Еще на этапе подготовки проекта было принято решение о формировании совместной проектной команды Банка и Columbus IT, которая бы в равной степени участвовала в проекте. Одной из ключевых задач проекта было формирование в Банке собственного Центра Компетенции Cognos, состоящего из сотрудников финансовых и ИТ подразделений, которые принимали непосредственное участие в реализации технического решения проекта. В последствии сотрудники банка полностью приняли на себя развитие и сопровождение созданного решения.
«Cognos – это настраиваемая система, которая для разработки большинства отчетов не требует программирования, и многие отчеты могут быть получены конечными пользователями самостоятельно. Поэтому, в наш Центр Компетенции Cognos вошли в основном сотрудники Отдела анализа и автоматизации Банка, что позволило сосредоточить управление системой в руках финансовых подразделений» - говорит Наталья Кливанова. «Тем не менее, создание и оптимизация структуры Хранилища данных и подготовка данных для отчетов, потребовали от наших специалистов и специалистов Columbus IT глубоких технических знаний в области управления СУБД и интеграции с учетными системами».
Внедрение специализированной системы управления эффективностью в ДБ АО «Сбербанк» упростило процесс сбора и формирования многоуровневой финансовой и управленческой отчетности, дало возможность в режиме он-лайн следить за основными показателями деятельности Банка на специальном «Мониторе управленца». Аналитики и директора, соответствующих бизнес-подразделений Банка получили возможность быстро анализировать структуру расходов и доходов, сравнивать плановые и фактические показатели, систематизировать эти показатели по различным подразделениям, выявлять тенденции и строить прогнозы.
«В результате проекта ДБ АО «Сбербанк» получил серьезные стратегические преимущества на активно развивающемся банковском рынке Казахстана», - комментирует результаты проекта Заместитель Председателя Правления Лейла Нурманбетова. «Опыт консультантов компании Columbus IT как экспертов не только в области автоматизации, но и в области управленческой методологии при внедрении новой технологии оказался нам очень полезен».
В настоящее время перед командой сотрудников ДБ АО «Сбербанк» стоят задачи поддержания корректной работы системы, а также ее дальнейшее развитие - планируется внедрение новых модулей - «Анализа клиентской базы» и «Анализа дебиторов».
«Сегодня в Казахстане отмечается значительный рост интереса к эффективности управления бизнесом» - комментирует ситуацию менеджер по развитию бизнеса Columbus IT в Казахстане, Башкатов Павел «Наши рекомендации по внедрению Cognos Performance Management связаны с тем, что он несет в себе лучшие международные практики по управлению эффективностью и позволяет в рамках одной платформы решить взаимосвязанные задачи стратегического и бюджетного планирования, контроля KPI, финансовой консолидации, многофакторного анализа и построения различного вида отчетности».
ДБ АО «Сбербанк» (бывший АО «TEXAKABANK»). Функционирует на территории Казахстана с 2006 года с момента приобретения 99,99% акций TEXAKABANK'а. Банк имеет собственную филиальную сеть, предоставляя весь спектр банковских услуг юридическим и физическим лицам по всему Казахстану, в том числе в области развития корпоративного бизнеса, частного предпринимательства, кредитования физических лиц.
ДБ АО «Сбербанк» также имеет широкую сеть корреспондентских счетов в крупнейших банках России, Европы, США, позволяющую осуществлять платежи в различных валютах с минимальными издержками практически в любую точку мира. Уровень доходности у Банка один из самых высоких в финансовой системе Казахстана. И рейтинги от Moody's Investors Service подтверждают это: долгосрочный рейтинг по обязательствам в иностранной валюте – «Ba1», краткосрочный рейтинг по обязательствам в иностранной валюте – «NP» и рейтинг финансовой устойчивости – «Е+», прогноз «стабильный».
Акционером ДБ АО "Сбербанк" является крупнейший Банк Центральной и Восточной Европы – Сбербанк России, входящий в число крупнейших банков мира. Акционерами Сбербанка России являются более 200 тысяч юридических и физических лиц, в том числе Центральный Банк России (60% акций).
Обзор решения
Регион
Казахстан, Алматы
Сфера деятельности
Банк
О заказчике
ДБ АО «Сбербанк»
Функционирует на территории Казахстана с 2006 года с момента приобретения 99,99% акций TEXAKABANK'а. Банк имеет собственную филиальную сеть, предоставляя весь спектр банковских услуг юридическим и физическим лицам по всему Казахстану, в том числе в области развития корпоративного бизнеса, частного предпринимательства, кредитования физических лиц.
Ситуация
Рост клиентской базы, спектра предлагаемых продуктов и филиальной сети требовал от руководства Банка сохранения контроля над эффективностью его деятельности. Планирование и сведение информации в электронных таблицах занимало много времени, информацию приходилось многократно выверять. Фактически не оставалось времени для разработки нескольких версий бюджетов. Аналогичная ситуация была и с подготовкой отчетности. Построение отчетов из банковской системы требовало много времени, в то же время для проведения глубокого анализа требовалось большое их количество. Процесс разработки новых отчетов не был достаточно оперативным, т.к. к этому привлекались ИТ-специалисты, часто занятые другими, более срочными задачами.
Решение
Комплексное решение по бюджетированию, контролю и анализу на базе продуктов Cognos.
С технической точки решение представляет Единое Хранилище Данных, на базе которого развернуты бизнес модели для построения аналитической и управленческой отчетности, модель планирования и прогнозирования, а также контроля ключевых показателей эффективности.
Процесс автоматизации затронул основные департаменты банка:
- генеральную бухгалтерию,
- казначейство,
- кредитный и операционный департаменты,
- управление рисками.
Упростился процесс сбора и формирования многоуровневой финансовой и управленческой отчетности, появилась возможность в режиме он-лайн следить за основными показателями деятельности Банка на специальном «Мониторе управленца». Стало возможным «проваливаться» от итоговых значений показателей к их составляющим.
Упростился процесс планирования и анализа бюджетов, появилась возможность подготовки бюджетов в нескольких версиях с минимальными трудозатратами.
Аналитики и директора, соответствующих бизнес-подразделений Банка получили возможность быстро анализировать структуру расходов и доходов, сравнивать плановые и фактические показатели, систематизировать эти показатели по различным подразделениям, выявлять тенденции и строить прогнозы.
Программные ресурсы
Cognos – комплексная платформа для управления эффективностью организации, включающая отчетность, анализ, сбалансированные показатели, консолидацию и планирование.
Внедренная функциональность
- Cognos 8 Planning
- Cognos 8 Business Intelligence